новый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели
Новый литературный проектновый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели
новый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писателиновый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писателиновый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели
новый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели


О проекте  skazochniki.ru и  его авторах Наши произведения Поизведения наших друзей, Как с нами связаться и стать  участником проекта Книга Жалоб и Предложений снова работает! Форум Живой Журнал


LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои

 

ТВОРЧЕСТВО?

 

 

Не вызывает никаких сомнений, что каждый человек, берущий на себя смелость заниматься творчеством, в определённый момент встает перед вопросом: «А собственно, ради чего я за это взялся?» И совершенно не важно: музыка то, живопись или литература. Цели у всех разные. Кто-то ищет славы, кто-то денег, некоторые признания или просто возможности выговориться, излить на бумаге, холсте или нотном листе свои чувства, мысли, терзания. Найдутся и те, кто своим творчеством мечтает изменить весь мир, сделать его лучше, чище, комфортней.

И если творчеством занялся человек верующий, любящий Бога и ищущий Его, данный вопрос звучит для него еще сильнее, еще ярче и требовательнее. И во многих случаях ответ самоочевиден. Изменить мир, перевернуть его вниз головой, а потом обратно – что может быть благородней?

Было время, когда именно эта цель являлась определяющей, решающей для людей искусства. Тема доблести, самопожертвования, готовности к подвигу шла красной линией через литературу, кино и театр, что не могло не отразиться в умах читателей и зрителей. Целое поколение росло и воспитывалось на фильмах «Семнадцати мгновениях весны» и «Место встречи изменить нельзя». Детьми мы играли в Штирлица; ловили по подвалам банду «Чёрная кошка» и были уверены, что способны изменить мир к лучшему. Однако пришло новое время, пусть для этого понадобилось всего 15-20 лет. Кто стал героем? Честные и трудолюбивые Менты с Улицы разбитых фонарей, героическая анимационная блондинка Сэйлор Мун, наивный подросток с умными глазами Гарри Поттер, обладающие нечеловеческими способностями Светлые (хотя для кого-то и Темные) Иные.

Кстати, стоит уже сейчас оговориться, что я не ставлю перед собой цели в данной статье кого бы то ни было обвинять или оправдывать. Сам, помню, зачитывался «Варварой Красой Длинной Косой» и прочими волшебными сказками, учился добру и справедливости у героев Жюля Верна и братьев Стругацких. (В скобках замечу, что книги про Гарри не слишком понравилась, зато кино смотрел с удовольствием... С «Дозорным» сериалом история совершенно противоположная. Но не об этом речь.)

Хотелось бы порассуждать, почему дети, подростки – да что там! – взрослые люди, воспитанные в церкви, взахлёб читают истории про того же битого-перебитого Гарри Поттера?

И первый ответ, что напрашивается на ум, – да потому, что больше катастрофически нечего читать! Помню, только-только придя в церковь, я, как человек, с детства привыкший читать очень много, решил, что теперь должен читать только то, что написано евангельскими христианами, такими же, как и я сам теперь. Но всё, что я нашёл, это книги и брошюры, наподобие следующей: «Жили два брата-китайца, один праведный, а второй нет. Первый брат растил рис и поклонялся Богу, а второй пил вино и играл в карты. Однажды второй брат в драке убил человека, за ним погналась полиция, но он забежал домой и поменялся одеждой со своим благочестивым близнецом. И тот пошёл вместо него на суд и был казнён». Предполагалось, что эта история должна перекликаться с тем, что сделал для нас Христос. Не спорю, можно найти тех, кто пришёл к вере, прочитав такое. Слава Богу! Но самое «замечательное», что начинающий писать (рисовать, сочинять музыку) человек, видит в подобных историях, а их сотни – от притчи до романа или поэмы – единственную возможность высказаться. Высказаться так, чтобы это «сообразовалось с его верой».

А те, кто читает (слушает, созерцает) наши произведения, воспитывались на ином, привыкли к другому. Они говорят на совершенно другом языке. И не понимают нашего, церковного... Вот и читают «Гарри Поттера». Там и сюжет, и язык, и образы. И не важно, что в газетах пишут о вреде таких сочинений, о якобы пропаганде колдовства, которую они несут. Зато интересно! И необычно, не тривиально, не двадцатилетней давности. Что-то новенькое! А уж отличить сказку от реальности он, здравомыслящий читающей человек, как-нибудь сумеет.
Мы же, пишущие, пописывающие и начинающие писать, снова-заново: «Я вошёл в Церковь. Она (он) стояла (сидел) там. Благочестивый взгляд и смиренное лицо...» Или: «Крест – вот всё, что я вижу, закрывая глаза. Вот он. Стоит передо мной, и Святая Кровь стекает с него...» Вариантов и примеров не счесть.

Сейчас новое время, новый стиль и новые вкусы. Почему мы, авторы, должны нашего читателя или слушателя отпугивать от Христа языком, который и сами не вполне понимаем? Для примера. На днях прослушал одну христианскую кассету. Хороший «драйв», интересная музыка. Слова... Хм... Я и сам, даром, что четырнадцать лет верующий, не сразу вспомнил, что такое «длань»!

Не пора ли начать говорить с миром на его языке?

Здесь стоит заметить, что я не призываю скрывать свои убеждения, свою веру. Я лишь хочу напомнить один принцип, высказанный давным-давно Клайвом Льюисом: «Если в истории, которую вы собираетесь рассказать, заложена какая-то мораль, она неизбежно возникнет сама собой и в ней отразится весь ваш жизненный опыт. А если нет, не нужно ее изобретать. То, что у вас получится, будет банальностью и даже ложью... Если вы можете обойтись без нравоучений, так и делайте. Единственная мораль, которая имеет какую-то цену, – это мораль самого автора».

Поймите, читатель не уверен, что хочет, чтобы его поучали. Он сам всё умеет. Или думает, что всё умеет. Учитесь ставить его перед выбором. Учитесь заставлять его думать. Думать в тот момент, когда он расслабился и намеревается отдохнуть на своём любимом мягком диване за романом «полегче». Пусть это будет Ваш роман! Или Ваша поэма, Ваша песня, стих или басня. Иисус не чуждался притч.

Другими словами, где мы, писатели, поэты и музыканты, способные заинтересовать, поразить чувства, взорвать и увлечь за собой? Дать альтернативу и показать путь? Говорящие на понятном языке актуальные, тревожащие сердца вещи? Подающие Божий хлеб, пищу непривычную, но необходимую жизненно, – в привычной посуде?

 

 

 

 

© Олег Панферов

Последняя редакция - Июль 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все права защищены. Copyright © 2004 - 2006 гг. СКАЗОЧНИКИ.ru