новый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели
Новый литературный проектновый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели
новый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писателиновый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писателиновый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели
новый литературный христианский проект сказочник литература книги повести рассказы стихи сценки таланты молодые писатели


О проекте  skazochniki.ru и  его авторах Наши произведения Поизведения наших друзей, Как с нами связаться и стать  участником проекта Книга Жалоб и Предложений снова работает! Форум Живой Журнал


LibeX: книжный магазин. Купите подержанные книги или продайте свои

 

 

"Палка-балалайка" или Учимся писать стихи

 

(По следам поэтического конкурса...)

 

В определенной степени, этот конкурс стал для меня неожиданностью. С момента его зарождения и до конкретного воплощения. Во-первых, я была уверена, что так быстро он не реализуется, что мы будем полгода воду в ступе толочь, а потом и вовсе откажемся от этой идеи. Во-вторых, рассчитывать на достойные призы, зная скудость наших ресурсов, тоже казалось немного нелепым. В-третьих, я не ожидала, что в конкурсе примет участие столько народу. И в-четвертых, лишь робко надеялась, что среди множества присланных произведений я найду свои жемчужины (а уж после прочтения первых присланных на конкурс произведений, надежда и вовсе померкла :)).

Ну что же, спасибо организаторам, что сумели. Спасибо людям, что откликнулись. Спасибо авторам, что писали!

Неожиданно нашлось несколько стихотворений, которые я могла бы оценить одинаково высоко. Более того, почти у каждого члена жюри было свое мнение относительно победителя. Поэтому финалисты знайте, будь вы бегунами, вас разделили бы десятые доли секунды.

Если быть абсолютно откровенной, то «золото» я бы не дала никому, так как даже в тех стихотворениях, которые я признала наиболее достойными, есть над чем поработать. Но все же, это наш первый конкурс, и творчество надо поощрять. Так что пусть будут победители. Что же касается всех присланных стихов, я бы разделила их на три категории:

 

1. Душа поет, но не умеет;

2. Душа умеет, но не всё;

3. Душа умеет и поет.

 

Первой и второй категории я настоятельно рекомендую почитать материалы по стихосложению.

Для начала хотя бы Каганова

Или та же статья плюс другие материалы – на форуме "Для Тебя"

Также было бы неплохо изучить материал по рифмам

 

Третьей категории (предупреждаю сразу, таких мало!) желаю дальнейшего развития. И напоминаю напутствие одного неплохого автора: много читайте и много пишите!

И вот рецензия на присланные произведения. (Я, конечно, не Каганов, но к некоторым творениям относиться без юмора было просто невозможно). Надеюсь, она пойдет на пользу всем участникам... и нам – членам жюри тоже :). Все примеры – из конкурсных стихов.

 

Итак, первое.

Писать надо грамотно! Обязательно. Без комментариев. Учебник русского языка помните? Посмотреть в словарике, как пишутся те или иные слова, можете?

Вперед.

Авторское написание сохранено:

 

«Чтоб Дух Святой обогощал

И помагал тебе всегда...»

 

«...К Тебе я сердцем прекланюсь...»

 

«Навстречу с юными друзьями -

Цветы и запахи, спешит...»

 

Второе.

Ребята, рифма должна быть. Она не может не быть. Исключение – белый стих и верлибр. Но и то, и другое можно пробовать только, когда уже умеешь создавать «простые» стихи. Иначе это смотрится очень дешево. Как рисунок школьника – он не может набросать элементарный натюрморт, но гордо называет свой шедевр «абстрактной картиной».

Рифма в катрене (четверостишии) должна, по идее, быть во всех строчках. Впрочем, я не сноб, и ее отсутствие в 1-й и 3-й строках меня не сильно смущает. Но! Если уж вы взялись так писать, то выдерживайте этот принцип до конца. А то смотришь, рифма, как винни-пуховский мёд – то есть, то ее нет. А уж когда она отсутствует во 2-й и 4-й вообще беда. Еще, запомните раз и навсегда, «весны-любви» – это не рифма! Даже не фонетическая.

И о глагольных рифмах... Когда эстеты выражают свое «фи» всем глагольным рифмам, я с ними не соглашаюсь. В русском языке много глаголов, и лишать их права на существование в стихах, это тоже снобизм. Столп нашей поэзии – Пушкин, их не чурался:

 

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет...»

 

Но когда пишут только глаголами, иногда это означает простое отсутствие профессионализма. Так как срифмовать «пришел-ушел» может и пятилетний ребенок.

Отрывок из стиха (прошу заметить, это не лит. прием, там выше и ниже совершено другие рифмы):

 

«...В сердце моём радость расцветает

И границ она не знает.

Господь весною сердце наполняет -

Она цветёт и не увядает,

И в моём сердце Господь произрастает

Своим Он Духом сердце наполняет.

Весною вся природа оживает -

Кто жизнь даёт меня Он оживляет...»

 

Третье.

Размер стиха – это необходимая его часть. Кто не знает, что это такое, выясните, пожалуйста, и пользуйтесь. Здесь в четырех строках четыре разных размера. А сколько их в самом стихе...

 

«Весна, весна, прекрасная пора,

Пора любви и обновленья,

Веселых красок большая игра,

Люблю весну я, скажу без сомненья.»

 

Четвертое.

У русских слов, обычно есть ударения. И желательно, чтобы они оставались на своих местах. Вгонять слово в строку, ломая его произношение – ошибка дилетанта. Допускается это лишь в редких случаях.

 

«Нам радуга бросила мостик

На встречу, друг другу идём

К любимой, своей, иду в гости

Под тёплым, игривым дождём.»

 

Пятое.

Инверсии. То, что русский язык великий и могучий, не означает, что слова в предложении нужно ставить куда попало. Авось, читатель разберется.

 

«Мне ветры теперь не страшны перемен...»

 

«Растаял навек ледяной сердца плен...»

 

Шестое.

Краткие формы слов были весьма популярны в 19 веке. Продолжение традиций это, конечно, похвально, но все же спустя 2 века можно придумать и что-то свое, а? При том, что часто краткая версия оказывается еще и безграмотной.

 

«Чтобы сердце, полно благодарности,

Мы Ему на алтарь принесли...»

 

«Весна и сердце восторгает,

Особый возбудив подъём...»

 

(А про возбужденный подъем стоит поговорить отдельно... :) )

 

Седьмое.

Штампы убивают поэзию. То, что сверкало новизной в том же 19 веке, сейчас – банально и даже пошло.

 

«И пленительным теплым веяньем...»

 

Звезда пленительного счастья...

 

«Весна... Деревья оживают,

Теплом наполнился эфир...»

 

Ну, допустим, я знаю, что эфир может быть не только телевизионным, но все же...

 

«Весны, прелестной, ждем!»

 

«И вскружится от счастья голова...»

 

«Пробудилась от сна вся природа...»

 

Восьмое.

Зачем??? Объясните мне, зачем писать 20 строф, когда все можно выразить в трех, ну четырех от силы? Эта болезнь называется графоманией. А краткость, как все помнят, сестра таланта.

 

Девятое.

Незнание известных стихов, не освобождает от ответственности за плагиат.

 

«И воробьи, скача игриво,

Вдруг защебечут: «Живы! Живы!»

 

Сравниваем:

 

«О чем кричат воробушки

В последний день зимы?

– Мы выжили!

– Мы дожили!

– Мы живы,

Живы мы!»

(Берестов В.)

 

Десятое.

Не умеешь, не берись. Взявшись, не оправдывайся.

 

«Поздно очень, а я не ложась,

За пером потянусь не смело...

Но признаюсь вам всем, не таясь –

За чужое берусь я дело.»

 

Одиннадцатое.

Следите, чтобы одни и те же слова (или просто однокоренные) не повторялись близко. А уж, тем более, не повторялись в рифмовке.

 

«...И печаль, и радости, и смех,

И весна, конечно же, настанет

Неизменной в мире сменой вех.

И твои переживанья эти

Сменятся на радости и смех»

 

Двенадцатое.

Если нечего сказать, лучше не говорить. Честно, иногда я просто не понимала, О ЧЕМ то или иное произведение?

 

«Для чего поэт слагает стих,

И плетет узоры слов язык?

Грешник, знает только он азы,

Если Бога сердцем не постиг».

 

Действительно, для чего был написан этот стих? :)

 

Сборная солянка из веселых моментов

 

«Пусть слог стиха далек от совершенства,

Но что мне слог, когда в душе весна?!»

 

А вот фигушки! Слог и вдохновение идут рука об руку. Только тогда это поэзия.

 

«Как хочется выйти и скинуть одежды...»

 

Просто стриптиз какой-то.

 

«Весна и сердце восторгает,

Особый возбудив подъём...»

 

Кто кого, простите, здесь восторгает и возбуждает? :)

 

«Глаз весны– первых гроз

Счёт...»

 

«Высшей мерой весна идёт...»

 

– высшей мерой наказания, по всей видимости.

 

«Ты послушай, как птицы поют.

Слышишь? Нет? Ты послушай еще!

Ты не чувствуешь в сердце уют?

Ты не чувствуешь, как горячо?»

 

– нет, ты послушай, я настаиваю.

 

«В описании ниже я хочу рассказать,

Что никто не заметил, да и никто не мог знать»

 

– зачем пояснять, что вот сейчас собираешься что-то рассказать?

 

«Жизнь летит, кадрами листая...»

 

– классический пример неверного использования деепричастного оборота.

 

«Лучик солнца окутал зенит.

Заарделась от счастья берёза...»

 

– это вообще как???

 

«А вдруг больше нету солнца?»

 

– ну нету в русском языке слова «нету». :)

 

«Не от боли мышцы песен стон,

От младой любви в груди тесней.»

 

Некоторые образы пробирают насквозь. Вот эти два, например:

 

«Гонит крови токи по хребтам...»

 

«Мы плоть земли увидим грешной...»

 

«Она еще взыграет и заскачет

И будет солнце лапкою катать, как желтый мячик...»

 

– насколько ужасна первая строка, настолько же выразительна и хороша вторая.

 

«А о зимних, ушедших снегах,

Слезы – синие, синие...»

 

– Ох, чем же плачет-то? Синькой?

 

«Время мчится, словно бы и мельком

Унося печали на восток...»

 

– почему именно на восток, а не на запад или север?

 

«Заплакало небо от нежности солнца,

Проснулось и тучи стряхнуло с ресниц!

А солнечный дождь – все сильнее он льется,

И песней любви откликается птиц!»

 

– вообще, это очень-очень красивый стих. Но кто же этот таинственный «Птиц»? :)

 

«Каждый год у реки в половодье,

Сев на темный и тающий снег,

Я смотрю, как лениво уходят

Льды, ломая мосты по весне.»

 

– Сел он, значица, в сугроб и... Да, кстати, льды действительно ломают какие-то мосты? Это такое природное явление? Я, правда, не знаю, просветите.

 

А вот то, что действительно тронуло. Спасибо авторам.

 

«Может, я потерял нужный ключ,

Ключ от сердца, в котором весна?»

 

...

 

«Не спеши покупать за гроши

Виртуальной весны миражи...»

 

«Одуванчиков метель!»

 

– чудесный образ (пусть и не про весну)

 

«И ей рада не только природа,

Но вся живность и сам человек.

Ведь весна – продолжение рода,

Отмирающей ветки побег.»

 

– спасибо за нестандартную рифму к слову «человек». Я ждала «век». :)

 

«Лед растает мягкой карамелькой

И зима умчится в водосток...»

 

«От радости плачут карнизы...» – такой классный образ.

 

Ну и напоследок совет для № 5222. Пятая строфа выбивается из общего стиля. Уберите вы эти «благо» и «отвагу». И вообще, попробуйте использовать другие слова, кроме «вера, любовь, правда». Это очень хорошие слова, но общий стиль стиха мягче.

 

№ 5236 – сильно! Вы заставили меня пересмотреть мое отношение к белому стиху. :)

 

Всё. Творите, дерзайте. Успехов вам всем. И с Богом!

 

 

 

 

© Юстина Южная

 

 

 

 

 

 

 

Все права защищены. Copyright © 2004 - 2006 гг. СКАЗОЧНИКИ.ru